124

Нет сомнения в том, что одной из вещей, в которых нуждается мусульманское общество, являются мусульманские врачи женского пола, которые могут исследовать и лечить мусульманских женщин. Много мусульман испытывает острое затруднение, когда есть потребность в женщине-враче для лечения жены, дочери или сестры, но находится только доктор мужского пола. Следовательно, если мусульманская женщина изучит эту благородную профессию, то она будет выполнять один из главных интересов шариата.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усаймин (рахимахуЛлах) сказал: «Нет сомнения в том, что изучение медицины является общей обязанностью (фард кифая), по словам ученых, и то, что важно для служения в интересах людей, относится к общей обязанности, даже если это не вопрос ибады (поклонения). Ученые сказали, перечисляя основное положение: «Обучение профессиям, в которых нуждаются люди, является общей обязанностью (фард кифая — примеч. пер.). Например, плотницкие работы, кузнечное дело, профессии, связанные с производством, и так далее. Если нет никого, кто мог бы работать по этой специальности, чтобы удовлетворять потребности мусульман, обучение этим профессиям становится всеобщей обязанностью для мусульман. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что обязательно для мусульман в мусульманских странах изучить и практиковать медицину так, чтобы у общины не было никакой потребности в других докторах, которые являются, например, христианами и т. д.»

***

Хотя взгляд и касание авраата в основе харам, в настоящее время невозможно изучить медицину должным образом, кроме как посредством теоретических и практических исследований. Чтобы выполнить эту потребность Шариата в мусульманском докторе-женщине, допустимо для студентки смотреть и коснуться половых органов мужчин и женщин с целью изучения. Это правило применяется одинаково и к студентам, и к студенткам.

Шейх Мухаммед ибн Салих аль Усаймин (рахимахуЛлах) придерживается мнения, что взгляд на авраат с целью изучения медицины допустим, потому что взгляд на авраат запрещен из-за того, к чему это может привести, а не сам по себе. И это может быть допустимо в случае необходимости. А потребность мусульманского общества в женщинах-врачах нельзя отрицать.

Таким образом, допустимо для студентов и студенток смотреть на авраат с целью изучения медицины.

Допустимо раскрыть авраат в случае потребности, и допустимо смотреть на это, если это будет отвечать интересам Шариата. Это правило применяется к студентам мужского и женского полов, смотрящим на женщин во время операции, которая имеет отношение к гинекологии и акушерству. И это для того, чтобы они могли изучить этот предмет и продвинуться на следующую ступень знания, и так далее от студентов (и мужчин, и женщин) до выпускников.

Если это будет запрещено среди мусульман, то это приведет к потребности в докторах мужчинах и женщинах, которые не являются мусульманами, что принесет много отрицательных последствий. Исламский Шариат стремится достигнуть пользы и отразить вред.

Shaykh ‘Abd al-‘Azeez ibn Baaz, Shaykh ‘Abd ar-Razzaaq ‘Afeefi, Shaykh ‘Abdullah ibn Ghadyaan.

Fataawa al-Lajnah ad-Daa’imah, 24/411, 412

http://www.islamqa.com/en/ref/169979